|
|
Главная
Юморески
Биография
Стихи
Песни
Гостевая
|
|
|
|
Истоки
- А
сыграй-ка, Феофан Николаевич, "Полонез" Огинского, - прошу я
Липатова. Он берет в руки баян, еще не "остывший" от задорной русской
песни, которую только что на нем играл, снова раздвигает меха, пробегает
пальцами по клавишам - и прекрасная музыка заполняет все пространство
комнатки, где мы сидим. Музыка завораживает, пленяет и переносит в
прекрасный и чудесный мир. Феофан Николаевич может играть, не
повторяясь, часами. Мне кажется, что нет в мире такого произведения,
какого бы он не мог исполнить. Песни народные и собственного сочинения (их
у него сотни) гармонично сочетаются в его репертуаре с классикой. О
таких, как он, говорят: "Музыкант от Бога". Хотя внешне он и не очень-то
похож на музыканта. Во всем его обличии чувствуется колоссальная сила,
есть что-то от медведя, и баян в могучих руках 55-летнего мужчины порой
кажется игрушечным. - В деда уродился, - говорит Феофан Николаевич. -
Захар Иванович Самотоев, кузнец и мельник, один жернова закатывал (обычно
это делали вчетвером), шутя подковы гнул.
В документальной книге
Липатова, которую я прочел в рукописи, Феофан Николаевич посвятил своему
деду не один десяток страниц. Участник Первой мировой. Всю свою жизнь
проработал на мельнице в селе Романове Усольского района. Сперва - как
хозяин (она была подарена ему в начале века графом Строгановым), а потом,
после раскулачивания, - рядовым мельником. Именно у Захара Ивановича
Феофан брал первые уроки. Еще до школы выучился читать по Библии, играть
на гармошке. И трудиться, кстати, стал до школы, с шести лет. Из книги
Ф. Липатова: "Может ли представить современная мамаша, что ее семилетний
сын работает на жаре с восьми утра и до восьми вечера с перерывом на обед?
Для нас это было нормой. Раньше, чем пошел в школу, начал погонять коней,
окучивал картофель в колхозе, возил копны на покосе и погонял коней,
тащивших жатку-лобогрейку. Кожа с задницы слезала за лето до 5 раз. Помню,
первый раз после копен залез в речку и вылетел как ошпаренный. Казалось,
что сел задницей на каленые угли - так она была смозолена. Но потом
привык..."
С теплотой пишет Феофан Николаевич о своих земляках. Так
и встают перед глазами самобытные и яркие образы. Один метальщик Пан чего
стоит! "Он, если выдерживали вилы, поддевал лошадиную копну и бросал на
зарод". А "ходячий фольклор дядя Вася - он не вошли бы в десяток
энциклопедий".
Дед, мать, братья и дяди - каждый из них по-своему
велик и неповторим, из таких, как они, складываются мощь и величие России.
Ярко нарисованы в книге и антиподы этих людей, благодаря "мудрому"
руководству которых обнищал и разорился богатейший край, исковерканы
судьбы многих людей. С малых лет и Феофан, внучонок раскулаченного,
чувствовал несправедливость от недалеких, но при власти
людей...
Где же прочитать эту книгу? К сожалению, она пока не
издана, как почти все песни, стихи, рассказы, юморески, написанные
Феофаном Николаевичем за долгие годы музыкального и литературного
творчества. Единственная отдушина, через которую Феофан Николаевич выходит
в свет, - наша газета. Именно в "Искре" появились его первые печатные
стихи и юморески. Народ их, кстати, хорошо воспринимает. Вот и совсем
недавно видел, как одна из читательниц хвалила Липатова за остроумную
юмореску.
А сколько не напечатано? Тысячи рукописных листов. Феофан
Николаевич пишет ежедневно. (К счастью, положение сейчас стало меняться в
лучшую сторону, и прекрасным подтверждением тому - первый сборник Ф.
Липатова, который вы держите в руках, печатались его произведения также в
нескольких коллективных сборниках - В.О.) Страсть к сочинительству у
него сызмальства. Эта страсть в конце концов и привела сельского паренька
в Москву, в Литературный институт имени М. Горького. Он с успехом прошел
творческий конкурс, о его стихах с похвалой отозвались Роберт
Рождественский и Александр Жаров, замаячила перспектива стать
профессиональным писателем. Но судьба внесла свои
коррективы.
Испытание
Тяжелейшая болезнь, и 22-летний
здоровяк становится инвалидом первой группы. Чудовищные муки и страдания
перенес, чтобы выжить, этот человек.
Его увезли в операционную чуть
ли не со сцены в г. Туле, где он в ту пору выступал в хоре профсоюзов.
Вряд ли знал в тот злополучный день, какие муки предстоит ему
испытать.
Из рукописной книги Ф.Н. Липатова: "Случилось самое
сильное кровотечение, которое меня держало на грани жизни и смерти
несколько месяцев. Мне была сделана операция по жизненным показаниям, безо
всякой надежды на благополучный исход. Написал расписку и прощальные
письма, в один из зимних дней был увезен в операционную в 11 часов дня,
вывезен под утро следующего. Что было там, лучше и не писать. Да я и не
знаю, что было, но, то, что рассказывали мне потом, больше напоминало
фантазии сумасшедшего. Хотели удалить долю легкого, но, когда, удалив ее,
сшили, то легкое не стало дышать. Полость была снова открыта, удалили
целиком легкое, но остановилось сердце, сделали трахеотомию. А дальше был
ад. Умереть не дали, и страшным усилием воли я выжил".
Но это было
еще не все.
Из рукописи Ф.Н. Липатова: "Через полгода, в конце мая,
начались страшные боли половины головы, до помутнения сознания. Оказалось
- бронхиальный свищ. Потребовалась срочная трехэтапная торакопластика. И
ее мне провели в течение одного месяца. Кошмар этого месяца преследует
меня до сих пор. Самое страшное в этой процедуре - освобождение ребер от
надкостницы. Боль - на уровне шока. Из трех операций по удалению ребер
только одну - самую трудную - делали под общим наркозом, а две - под
местным. Встала проблема наркомании, пришлось отказаться от обезболивающих
уколов, и время слилось в одну кошмарную боль..."
И это еще не все.
У музыканта и будущего писателя Феофана перестали после этих операций
шевелиться пальцы на руках: вероятно, был задет какой-то нерв. Снова в
голову юноши полезли нехорошие мысли. В трудную минуту его поддержал
хирург Зураб Филиппович Калантадзе из Московского
научно-исследовательского института легочной хирургии, сделавший ему
сложные операции:
- Ты же музыкант! Играй!
Преодоление
Началась ежедневная,
ежечасная борьба за полноценную жизнь, которая, если говорить по большому
счету, не прекращается и сейчас. Больше года потребовалось Феофану
Николаевичу на то, чтобы в результате изнурительных тренировок пальцы на
руке стали слушаться.
Ему заново приходилось учиться ходить по
земле. Сегодня он, инвалид 1 группы, не без гордости говорит: "Выйдя из
хирургии более тридцати лет назад, я ни месяца не сидел
безработным".
Заочно закончил он народный университет искусств,
учился в музыкальном училище. Последние 25 лет трудится музыкальным
руководителем в санатории "Ирень".
"Не сидел безработным". А ведь,
наверное, мог бы: после сложнейших операций, лишивших его легкого, 9
ребер, болезни, одна за другой, преследуют его. Но он не сдается и даже
шутит по этому поводу:
- Пока болезней много, они борются одна с
другой, и я жив.
Уроки
В санатории "Ирень", где работает
музыкальный руководитель Ф.Н. Липатов, как известно, лечат детей от
туберкулеза. Уроки музыки там не так часты, как хотелось бы Феофану
Николаевичу.
В той же высокоразвитой Японии, например, дети
занимаются музыкой, этой древней и формирующей человека как личность
наукой, по 11 часов в неделю. Не потому ли у японцев такие разительные
успехи в промышленности и других материальных сферах? Нам об этом можно
только помечтать. Но, мне думается, что, общаясь с Феофаном Николаевичем,
этим сильным, мужественным и добрым человеком, больные дети получают не
менее важное - уверенность в неисчерпаемых возможностях человеческого
организма, а главное - силу духа.
И нельзя без волнения читать
письма детей, в которых Ф.Н. Липатов вселил эту уверенность. "Вы для меня
кумир, я хочу быть похожа на вас. Вы очень талантливый человек, честный,
открытый". (Маша). "Вот решила написать Вам письмо. Сидела и вдруг
вспомнила санаторий. Напишу о себе. Школу закончила не очень хорошо. С
тройками. А потом поступила в училище на контролера-станочника... Но здесь
предметы только по профессии. Среднее образование не дают, и поэтому
поступила еще в вечернюю школу, в 10 класс. А в школе учиться 3 года.
Очень охота в санаторий. Постоянно вспоминаю его... Всего Вам хорошего"
(Оля).
Какой учитель не мечтает получать такие письма?! В данном
случае дети, лечившиеся в санатории, пишут не просто преподавателю, а
Учителю жизни. От встреч с Феофаном Николаевичем больные дети получают
мощнейший заряд жизнелюбия, жизнестойкости, которые он унаследовал от
своих могучих предков, а также приобрел в постоянной борьбе с тяжелейшими
недугами. Не имея медицинского образования, Феофан Николаевич в течение
последних 25 лет лечит детей, укрепляя их дух и силу воли личным
примером.
Песнь о
настоящем...
А люди, сильные духом и телом, его
по-прежнему влекут. Например, такие, как борец Александр Карелин. Около 30
лет переписывался он со знаменитым на всю страну хлеборобом Терентием
Семеновичем Мальцевым. Впервые услышал о нем от деда Захара, которому
довелось воевать вместе с ним в Первую мировую... Потом дед не раз добрым
словом отзывался о деловом уме хлебороба Мальцева, его целеустремленности.
Из многочисленной переписки я процитирую лишь одно письмо, пришедшее в
село Неволино из села Мальцево:
"Дорогой глубокоуважаемый Феофан
Николаевич! Мы всемерно рады присланным сборникам и шлем Вам сердечное
спасибо и наилучшие пожелания крепкого здоровья, успехов в труде,
благополучия, оптимизма и добра. Мы завидуем всем Вашим ребятишкам, что у
них рядышком такой замечательный друг, учитель и наставник. Дети понимают
Вашу доброту, Феофан Николаевич, и тянутся к Вам, как молодые зеленые
стебельки. Вы счастливый человек. Дай Бог Вам на много лет доброго Вашего
неуемного таланта. Спасибо Вам! Терентий Семенович Мальцев, Тамара
Александровна (Т.Д. Семенова - секретарь Т.С. Мальцева - авт.).
К
сожалению, Феофан Николаевич не успел побывать в гостях у знаменитого
хлебороба. Но песню, и не одну, в его честь сложил! Песни искренние,
нефальшивые. Вообще, я заметил, Ф.Н. Липатов охотно слагает стихи, и
добротные, своим друзьям, всем тем, кого считает настоящими людьми. Такие
в России, слава Богу, еще есть. А как замечательно звучат его стихи и
песни о природе, которая, в отличие от некоторых людей, никогда не бывает
фальшивой.
Но руки тянутся к
перу...
В этом году жизнь нанесла ему новый
удар. Вместе с женой Любовью Павловной, с которой учились в одной
школе, а теперь вместе работают в санатории "Ирень" (она - медсестра) они
воспитали двух сыновей - Алексея и Феофана. И вот недавно Алексея не
стало. Сын погиб в Чечне.
После похорон сам не свой шел Феофан Николаевич на работу.
На негнущихся, непослушных ногах долго-долго поднимался он на второй этаж
к детям. И на этот раз дети лечили своими чистыми глазами человека, своего
Учителя, в глазах которого застыло неизбывное горе. И работа с детьми,
постоянное общение с ними лечат получше иного доктора. И вот рука уже
снова тянется к перу. И ложатся написанные длинными зимними вечерами на
чистый лист ученической тетради новые и новые строчки.
Владислав
ОДЕГОВ. ("Искра" 23 декабря 1999 г.) |
|
|
|